16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях
поправки в федеральный закон "О днях воинской славы" (Победных днях
России)". Одной из поправок было введение нового праздника День
народного единства и фактическое перенесение государственного выходного
дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной
причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание
полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической
Революции (7 ноября 1917 года).
К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается:
«4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы
Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву
от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и
сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в обществе».
4 ноября (22 октября, ст. ст.) - День народного единства - стал
государственным российским праздником. Инициатива выделения этого дня в
качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви
Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской
иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г.
Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579 г.,
спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав
Российского государства.
С 2005 года 4 ноября - День народного единства - в России
государственный выходной. 4 ноября 2008 года в нашей стране впервые
отмечался новый национальный праздник - День народного единства. История
России богата примерами, когда именно единение всего многонационального
народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывало путь к
укреплению независимости государства и способствовала развитию
цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия.
Празднование Дня народного единства 4 ноября поможет сплотить россиян.
Память о ратных свершениях нашего народа не должна ограничиваться
прошлым столетием. Вот почему так важно подвигнуть людей ко всенародному
празднованию еще одного дня победы - 4 ноября, объявленного
государственным праздником - Днем народного единства.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические
партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты,
благотворительные акции и спортивные мероприятия.
Страничка истории. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Народное ополчение и освобождение Москвы 1612 года
Зимой 1611 г. Прокопий Ляпунов в рязанской земле организовал народное
ополчение, к нему присоединились жители Нижнего Новгорода, Мурома,
Ярославля, Вологды, Костромы и казаки И. Заруцкого. Весной ополчение
подошло к Москве, москвичи поднялись на восстание. Но силы были неравны.
Польский король Сигизмунд взял в заложники часть посольства, в том
числе и митрополита Филарета, отца будущего основателя династии
Романовых.
Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского - объединение
патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с
польско-литовскими и шведскими оккупантами в начале XVII века. Народное
ополчение под руководством Минина и Пожарского возникло в сложной
обстановке, после захвата интервентами значительной части страны, в том
числе Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий
первого ополчения 1611.
Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила
земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за
организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным
пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его
знаменитым земским старостою Кузьмою Мининым. Минин не был простым
мужиком нижегородским. Он торговал и был одним из видных людей в городе.
Нижегородцы избрали его в число земских старост, стало быть, ему
верили. Управляя делами нижегородской податной общины, он должен был
привыкнуть вести большое хозяйство города и обращаться с большими
деньгами, какие собирались с мира земскими старостами в уплату податей.
Мимо него, как излюбленного человека, представителя нижегородских людей,
не проходила неизвестной ни одна грамота, адресованная нижегородцами,
ни одна политическая новость. Кузьма Минин следил за положением дел и
обсуждал дела в городских сходках, которые вошли в обычай в городах,
благодаря обстоятельствам смут На одном из таких собраний (в октябре или сентябре 1611 г.), под
влиянием грамот и вестей от патриарха Гермогена, Кузьма Минин поднял
посадских тяглых людей на то, чтобы собрать деньги для ополчения и
сформировать самое ополчение. Составили приговор о мирском сборе и
предъявили его нижегородскому воеводе, князю Звенигородскому, и
собор-ному протопопу Савве, которые созвали в городской собор
нижегородцев и, воспользовавшись пришедшей тогда в Нижний патриотической
грамотой, подняли вопрос об ополчении. В соборе читали и обсуждали
нижегородцы пришедшую грамоту. В ней говорилось о необходимости стать на
защиту веры и отечества. При чтении грамоты нижегородский протопоп
Савва сказал слово, убеждая народ стать за веру. После Саввы заговорил
Минин; страстно говорил он о том же, указывая, каким образом нужно
действовать: "Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам
имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей
закладывать и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру
и был у нас начальником". Слова Минина произвели большое впечатление. С
каждым днем росло его влияние, нижегородцы увлекались предложениями
Минина и, наконец, всем городом решили образовать ополчение, созывать
служилых людей и собирать на них деньги. Раньше всего занялись денежным
вопросом. Стали собирать добровольные приношения, потому что иных
средств не было. Давали нижегородцы много: "третью деньгу", т. е. третью
часть имущества; так давать порешил мир, и кто давал меньше, утаивая
размеры имущества, с того брали силой. Были люди, жертвовавшие почти
все, что имели. На первые нужды денег оказалось довольно.
Второй заботой было сыскать воеводу. По предложению Кузьмы Минина,
избрали Дмитрия Пожарского; князь Дмитрий Михайлович Пожарский жил в то
время верстах в 100 от Нижнего Новгорода, в своей вотчине, и лечился от
ран, полученных полгода тому назад под Москвой. К нему-то и обратились
нижегородцы, минуя своих воевод, князя Звенигородского и Алябьева. Когда
депутация от Нижнего пришла к князю и изложила ему желание народа
избрать его на такой высокий подвиг, Пожарский сперва долго отказывался,
затем, наконец, изъявил свое согласие, но под условием избрания
кого-нибудь из посадских людей, который ведал бы в ополчении
хозяйственной частью и с ним, Пожарским, "у того великого дела был и
казну собирал". При этом он указал на Минина, как на лучшего себе
помощника в этом деле.
Когда ополчение было несколько устроено, оно выступило из Нижнего
Новгорода в марте 1612 г. и двинулось по дороге в Ярославль. Сюда оно
пришло в начале апреля и пробыло здесь до августа, т. е. в течение трех
месяцев. Это время прошло в напряженной работе над восстановлением
порядка в стране, над созданием центральных правительственных
учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг
ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах
работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из
Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался
земский собор, или совет всея земли, из представителей с мест и
представителей от служилых людей, составлявших ополчение; этот совет и
был временной верховной властью в стране.
Около 20 августа 1612 г. ополчение из Ярославля двинулось под Москву,
и здесь между ополченцами и казаками установились сперва враждебные,
потом холодные отношения, как этого и надо было ожидать; ополчение стало
особым станом и этим навлекло на себя неприязнь казаков. Польский
гарнизон в Кремле и Китай-городе, окруженный со всех сторон и лишенный
всякой серьезной помощи, мужественно защищался и дошел до крайней нужды.
Но, несмотря на его мужество, Китай-город 22 октября (4 ноября по
новому стилю) 1612 г. был взят, а затем сдался русским и Кремль.
Так же известно, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича
день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю и 4
ноября по новому) был объявлен государственным праздником. Позже, из-за
революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать
освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась. |